Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Рекомендации Совета по итогам выездного специального заседания на тему "Практика общественного контроля и перспективы совершенствования его законодательной базы"
Электронная версия

Рекомендации

Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

по итогам выездного специального заседания на тему

«Практика общественного контроля

и перспективы совершенствования его законодательной базы»

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, заслушав и обсудив 12 апреля 2013 г. на своем выездном специальном заседании в г. Санкт-Петербурге доклад Постоянной комиссии по развитию законодательства об общественном контроле и содоклады других постоянных комиссий Совета, констатирует следующее.

1. Подготовленный Постоянной комиссией по развитию законодательства об общественном контроле совместно с Комиссией Общественной палаты РФ по развитию гражданского общества проект Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в целом соответствует концепции, которая была представлена на встрече Президента Российской Федерации с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 5 июля 2011 года в столице Кабардино-Балкарской Республики г. Нальчике и впоследствии переработана с учетом предложений Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Подготовка данного проекта предусмотрена пунктом 5 Указа Президента РФ от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

Основной идеей законопроекта является создание правовой базы для формирования целостной системы общественного контроля как повседневного инструмента реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства, в том числе с использованием системы электронной демократии.

Основной целью законопроекта является структурирование правовой основы общественного контроля с помощью структурообразующего нормативного правового акта, устанавливающего базовые правила его организации и осуществления: систему, принципы, правовую природу, задачи и основные формы общественного контроля, функции и полномочия его основных институтов.

Основные задачи законопроекта:

  • сформировать единый понятийный аппарат законодательства об общественном контроле, включая такие понятия, как «общественный контроль», «общественные интересы» и т.д.;

  • установить единую систему принципов общественного контроля;

  • определить состав законодательства об общественном контроле в Российской Федерации;

  • распространить процедуры общественного контроля как на процессы принятия решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и на процессы исполнения таких решений с тем, чтобы повысить качество деятельности государственных и муниципальных органов и снизить риск принятия ошибочных и неэффективных решений;

  • создать юридические механизмы для объединения общественных усилий в борьбе с коррупцией, безответственностью, непрофессионализмом государственных и муниципальных служащих, архаичностью управленческих решений и т.д.;

  • определить полномочия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля;

  • определить обязанности должностных лиц государственных и муниципальных органов по взаимодействию с институтами общественного контроля;

- установить ответственность должностных лиц государственных и муниципальных органов за воспрепятствование осуществлению общественного контроля.

2. Подготовленный проект Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» делает еще более актуальной задачу совершенствования Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», а также скорейшего принятия Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», других специальных нормативных правовых актов в сфере общественного контроля.

3. Подготовленный проект Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» может быть принят за основу и направлен для обсуждения в Общественную палату РФ, Торгово-промышленную палату РФ, Ассоциацию юристов России, другие общественные объединения для последующего представления Президенту Российской Федерации В.В. Путину.

С учетом изложенных выше обстоятельств, Совет считает необходимым:

1. Принять за основу представленный проект федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ» (Приложение 1), доработать его с учетом высказанных замечаний и организовать обсуждение законопроекта с участием Общественной палаты РФ, ТПП РФ, Ассоциации юристов России, других общественных объединений, а также палат Федерального Собрания РФ.

2. Просить Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации принять участие в доработке проекта закона.

3. Просить Государственную Думу Российской Федерации ускорить рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

4. Провести во втором квартале 2013 года выездное заседание Совета в Костромской области для обсуждения практики применения регионального закона об общественном контроле за обеспечением прав ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (отв. Кабанов К.В., Соболева А.К.).

 

Рекомендации Совета приняты консенсусом 14 мая 2013 года.

 

Председатель Совета М. Федотов

 

Приложение 1.

 

Проект

Подготовлен Советом при Президенте РФ

по развитию гражданского общества и правам человека

совместно с Общественной палатой РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

Об основах общественного контроля

в Российской Федерации

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации гарантированного Конституцией Российской Федерации права на непосредственное участие в управлении делами государства путем осуществления общественного контроля.

 

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

 

Настоящим Федеральным законом устанавливаются организационные и правовые основы осуществления общественного контроля как деятельности субъектов общественного контроля, уполномоченных в соответствии с настоящим Федеральным законом, по наблюдению, проверке и оценке соответствия общественным интересам деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных объектов общественного контроля.

 

Статья 3. Законодательство об общественном контроле

 

1. Общественные отношения, связанные с осуществлением общественного контроля, регулируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты, направленные на осуществление общественного контроля, в том числе устанавливать дополнительные гарантии права граждан на осуществление общественного контроля на основании и в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Особенности осуществления общественного контроля в сферах, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, деятельностью полиции, следствия, прокуратуры и суда, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, психиатрической помощью, исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотиков определяются соответствующими федеральными законами в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона.

4. Не допускается принятие правовых актов с целью воспрепятствования осуществлению общественного контроля.

 

Статья 4. Право граждан на осуществление общественного контроля

 

1. Граждане имеют право осуществлять общественный контроль как непосредственно, так и через иных субъектов общественного контроля.

2. Участие гражданина в осуществлении общественного контроля является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию в общественном контроле, а также препятствовать реализации его права на осуществление общественного контроля.

 

Статья 5. Общественный контроль

 

1. Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля по наблюдению, проверке и оценке соответствия общественным интересам деятельности объектов общественного контроля.

2. Под действиями в общественных интересах в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, нацеленная на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, иных охраняемых Конституцией Российской Федерации благ и ценностей.

3. Общественный контроль осуществляется в обязательных или инициативных формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4. Субъекты общественного контроля осуществляют действия в общественных интересах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

5. Учет результатов общественного контроля является обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и лиц, являющихся объектами общественного контроля.

6. Государство оказывает содействие осуществлению общественного контроля, в том числе путем предоставления грантовой поддержки.

 

Статья 6. Цели и задачи общественного контроля

 

1. Общественный контроль осуществляется в целях обеспечения и защиты общественных интересов.

2. Общественный контроль призван способствовать:

1) признанию, обеспечению и защите основных прав и свобод человека и гражданина;

2) всестороннему развитию личности, устойчивому и благополучному развитию общества;

3) обеспечению обратной связи между обществом и государством, предупреждению и разрешению социальных конфликтов;

4) повышению уровня участия граждан и их объединений в управлении делами государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

5) повышению уровня доверия граждан к деятельности государства и его органов, органов местного самоуправления;

6) повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

7) недопущению возможности принятия и реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, противоречащих общественным интересам;

8) реализации гражданских инициатив, направленных на защиту общественных интересов;

9) повышению уровня информированности граждан о правовых основах и механизмах общественного контроля;

10) обеспечению прозрачности и открытости деятельности объектов общественного контроля;

11) формированию и развитию гражданского правосознания.

3. Общественный контроль не является политической деятельностью за исключением случаев, когда он осуществляется политическими партиями или общественными объединениями, преследующими политические цели.

 

Статья 7. Основные принципы общественного контроля

 

Принципами общественного контроля являются:

1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;

2) добровольность участия в осуществлении общественного контроля;

3) самостоятельность, добросовестность и разумность субъектов общественного контроля;

4) публичность и открытость проведения общественного контроля и рассмотрения его результатов, с использованием широкого спектра информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет, средств массовой информации;

5) законность деятельности субъектов общественного контроля;

6) непредвзятость деятельности субъектов общественного контроля, достоверность и справедливость его результатов;

7) недопустимость воспрепятствования осуществлению общественного контроля;

8) независимость субъектов общественного контроля от объектов общественного контроля;

9) обязательность учета объектами общественного контроля его результатов;

10) многообразие форм общественного контроля.

 

Статья 8. Субъекты общественного контроля

 

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом субъектами общественного контроля являются:

1) граждане;

2) группы общественного контроля;

3) некоммерческие организации;

4) Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований;

5) общественные советы при федеральных и региональных органах власти, органах местного самоуправления;

6) общественные наблюдательные комиссии;

7) комиссии общественного контроля;

8) общественные инспекции;

9) наблюдательные и попечительские советы;

10) иные субъекты общественного контроля, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Осуществление общественного контроля профессиональными союзами, политическими партиями, общественными объединениями потребителей, а также организациями, занимающимися производством и выпуском средств массовой информации, регулируется соответствующими федеральными законами.

3. Субъекты общественного контроля вправе:

- осуществлять общественный контроль в формах, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона, в том числе в качестве инициаторов, организаторов и участников проводимых мероприятий;

- запрашивать и получать необходимую для защиты общественных интересов информацию о деятельности объектов общественного контроля, за исключением сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, в том числе, фотографировать или иным образом копировать представленные документы и материалы, получать и фиксировать с помощью технических средств пояснения должностных лиц и сотрудников;

- получать доступ в организации, являющиеся объектами общественного контроля, для контактов с их руководителями или лицами, специально уполномоченными для работы с представителями общественности, для получения пояснений должностных лиц и сотрудников, несущих ответственность за деятельность, подлежащую общественному контролю;

- направлять отчеты об итогах осуществления общественного контроля организациям и лицам, являющимся объектами общественного контроля, и требовать от них мотивированного ответа на все содержащиеся в отчетах замечания и предложения;

- обращаться за содействием в осуществлении общественного контроля в органы прокуратуры, а также в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление контроля (надзора) за деятельностью соответствующих объектов общественного контроля, приглашать представителей указанных органов к участию в проводимых мероприятиях;

- обжаловать в судебном порядке неправомерные действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц, затрудняющие осуществление общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Субъекты общественного контроля имеют также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

4. Субъекты общественного контроля обязаны:

- при осуществлении общественного контроля соблюдать законодательство Российской Федерации об общественном контроле;

- осуществлять общественный контроль добросовестно и непредвзято, не злоупотреблять полномочиями по осуществлению общественного контроля, избегать конфликта интересов;

- не создавать препятствий законной деятельности организации, являющейся объектом общественного контроля, ее должностных лиц и сотрудников;

- соблюдать конфиденциальность полученной в процессе осуществления общественного контроля информации, распространение которой ограничено федеральными законами;

- доводить до всеобщего сведения информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о ее итогах в соответствии с пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;

- рассматривать поступившие от организаций и лиц, являющихся объектами общественного контроля, возражения и замечания на отчет об итогах общественного контроля и в установленные сроки направлять мотивированные ответы о результатах их рассмотрения.

Субъекты общественного контроля несут также иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

 

Статья 9. Объекты общественного контроля

 

1. Объектами общественного контроля являются государственные и муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, предприятия и учреждения, подведомственные соответствующему государственному органу или органу местного самоуправления, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие.

2. Объектами общественного контроля могут являться коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, в той части, в которой их деятельность осуществляется в сфере торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, здравоохранения, оказания иных социальных услуг населению, использования объектов животного или растительного мира, а равно использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований.

3. Порядок осуществления общественного контроля в отношении отдельных объектов общественного контроля определяется законом.

4. Организации и лица, являющиеся объектами общественного контроля, вправе:

- получать отчеты об итогах осуществления общественного контроля;

- направлять субъектам общественного контроля обоснованные возражения на отчеты об итогах осуществления общественного контроля и требовать от них мотивированного ответа на все содержащиеся замечания;

- обжаловать в суд отчеты об итогах осуществления общественного контроля.

5. Организации и лица, являющиеся объектами общественного контроля, обязаны:

- содействовать осуществлению общественного контроля, уважать права и законные интересы субъектов общественного контроля, взаимодействовать с ними;

- обеспечить доступность информации о своей деятельности, представляющей общественный интерес;

- рассматривать запросы субъектов общественного контроля, направленные в их адрес в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общественном контроле, предоставлять запрашиваемую информацию за исключением сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

- рассматривать отчеты об итогах осуществления общественного контроля и в установленные сроки направлять мотивированные ответы о результатах их рассмотрения.

 

Статья 10. Основные формы общественного контроля

 

1. Общественный контроль в Российской Федерации осуществляется в следующих формах:

1) общественные обсуждения;

2) общественные (публичные) слушания;

3) общественный мониторинг;

4) общественная экспертиза;

5) общественная проверка;

6) общественное расследование;

7) опрос общественного мнения;

8) публичный отчет должностного лица;

9) иные формы общественного контроля, не противоречащие настоящему Федеральному закону.

2. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

3. Порядок осуществления общественного контроля в формах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

 

Статья 11. Основные итоги осуществления общественного контроля

 

1. Основными формами отчета об итогах осуществления общественного контроля являются:

1) итоговый протокол общественного обсуждения;

2) итоговый протокол (заключение о результатах) общественных (публичных) слушаний;

3) доклад о результатах общественного мониторинга;

4) заключение общественной экспертизы;

5) акт общественной проверки;

6) доклад о результатах общественного расследования;

7) доклад о результатах опроса общественного мнения;

8) итоговый протокол и решение собрания по публичному отчету должностного лица;

9) иные формы отчета, не противоречащие настоящему Федеральному закону.

2. Результатом общественного контроля могут также стать:

1) общественная инициатива, имеющая целью отмену, дополнение или изменение действующего либо принятие нового нормативного или правоприменительного акта;

2) оспаривание, в том числе в судебном порядке, нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ввиду их несоответствия общественным интересам;

3) обжалование, в том числе в судебном порядке, действий (бездействия) иных объектов общественного контроля;

4) внесение предложений по совершенствованию деятельности объектов общественного контроля, устранению причин и условий, способствующих нарушению общественных интересов.

3. Организации и лица, являющиеся объектами общественного контроля, а также органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление контроля (надзора) за деятельностью соответствующих объектов общественного контроля, обязаны рассматривать отчеты об итогах осуществления общественного контроля и в установленные сроки направлять соответствующим субъектам общественного контроля мотивированные ответы о результатах их рассмотрения.

 

Статья 12. Информационное обеспечение общественного контроля

 

1. Субъекты общественного контроля доводят до всеобщего сведения информацию о своей деятельности, в том числе о проводимых мероприятиях общественного контроля и их итогах, на своих официальных сайтах, на официальном сайте Электронного ресурсного центра общественного контроля в сети Интернет (ЭРЦОК), публикуют ее в средствах массовой информации, а также доводят информацию об итогах общественного контроля до сведения органов прокуратуры и (или) органов государственной власти и органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление контроля (надзора) за деятельностью соответствующих объектов общественного контроля.

2. Организации и лица, являющиеся объектами общественного контроля, доводят до всеобщего сведения информацию о своей деятельности в области общественного контроля в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

3. Субъекты общественного контроля запрашивают необходимую им для осуществления своей деятельности информацию у организаций и лиц, являющихся объектами общественного контроля, в устной или письменной форме, либо в форме электронного документа.

В запросе, составленном в письменной форме или в форме электронного документа, указываются:

1) наименование субъекта общественного контроля либо фамилия, имя и отчество общественного контролера (общественного инспектора, общественного эксперта), его регистрационный номер в ЭРЦОК, почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса;

2) наименование организации или лица, являющихся объектами общественного контроля, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица;

3) предмет запроса информации в порядке осуществления общественного контроля.

Запрос информации подлежит рассмотрению в двухнедельный срок со дня его поступления. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, то в течение семи дней со дня поступления запроса субъект общественного контроля уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.

4. Отказ и отсрочка в предоставлении информации, а равно нарушение порядка предоставления субъекту общественного контроля запрошенной им информации могут быть обжалованы в суд.

 

Статья 13. Конфликт интересов

 

1. При наличии конфликта интересов участие в общественном контроле не допускается.

2. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью субъекта общественного контроля и целями общественного контроля, установленными настоящим Федеральным законом, которое влияет или может влиять на надлежащую реализацию им полномочий по осуществлению общественного контроля либо препятствовать обеспечению или защите общественных интересов.

3. Под личной заинтересованностью в настоящем Федеральном законе понимается возможность получения субъектом общественного контроля доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, работ или услуг для себя либо для третьих лиц.

 

Статья 14. Международное сотрудничество

 

Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают содействие субъектам общественного контроля в организации международного сотрудничества в области общественного контроля в целях повышения его эффективности и обмена опытом.

 

Глава II. СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

Статья 15. Граждане

 

1. Граждане, действующие в общественных интересах, осуществляют общественный контроль в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

2. Граждане вправе осуществлять общественный контроль в индивидуальном порядке, в том числе с использованием средств электронной демократии и иных информационных технологий, а также через участие в мероприятиях, организуемых иными субъектами общественного контроля.

3. Граждане, желающие осуществлять общественный контроль в качестве общественных контролеров (общественных инспекторов, общественных экспертов), регистрируются на официальном сайте Электронного ресурсного центра общественного контроля в сети Интернет в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе участвовать в осуществлении общественного контроля также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан.

 

Статья 16. Группы общественного контроля

 

Действующие в общественных интересах инициативные группы граждан и общественные объединения, не обладающие правами юридического лица, вправе учреждать группы общественного контроля, регистрирующиеся на официальном сайте ЭРЦОК в сети Интернет в порядке, установленным настоящим Федеральным законом.

 

Статья 17. Некоммерческие организации

 

1. Некоммерческие организации, за исключением государственных корпораций, государственных компаний, государственных, муниципальных учреждений и бюджетных учреждений (далее – некоммерческие организации), осуществляют общественный контроль в любой из форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации об общественном контроле, в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

2. Некоммерческие организации, желающие осуществлять общественный контроль в качестве общественных контролеров (общественных экспертных организаций, организаторов отдельных форм общественного контроля), регистрируются на официальном сайте Электронного ресурсного центра общественного контроля в сети Интернет в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

 

Статья 18. Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты муниципальных образований

 

1. Общественные палаты осуществляют общественный контроль в любой из форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации об общественном контроле, в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных палатах. Общественные палаты действуют независимо от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Общественная палата Российской Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» и наделяется полномочиями по обеспечению взаимодействия граждан и их объединений с федеральными органами государственной власти в целях учета общественных интересов при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью этих органов.

3. Общественная палата субъекта Российской Федерации – субъект общественного контроля (независимо от его наименования), наделенный согласно закону субъекта Российской Федерации полномочиями по обеспечению взаимодействия граждан и их объединений с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета общественных интересов при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью этих органов.

4. Общественная палата муниципального образования – субъект общественного контроля (независимо от его наименования), наделенный согласно нормативному правовому акту муниципального образования полномочиями по обеспечению взаимодействия граждан и их объединений с органами местного самоуправления в целях учета общественных интересов при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью этих органов.

 

Статья 19. Общественные советы при федеральных и региональных органах власти, органах местного самоуправления

 

1. Общественные советы при федеральных и региональных органах власти, органах местного самоуправления (далее – общественные советы) осуществляют общественный контроль на федеральном, региональном и муниципальном уровнях соответственно.

2. Компетенция, порядок формирования и деятельности общественных советов определяется законодательством Российской Федерации об общественном контроле. Общественные советы формируются при организационном участии соответствующих общественных палат из числа кандидатур, выдвинутых профильными некоммерческими организациями, с учетом квалификационных требований и результатов рейтингового голосования в сети Интернет на официальном сайте соответствующей общественной палаты.

Общественные советы осуществляют общественный контроль независимо от федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, при которых они сформированы.

 

Статья 20. Общественные наблюдательные комиссии

 

1. Общественные наблюдательные комиссии осуществляют общественный контроль в пределах компетенции, определяемой Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и иными федеральными законами, регулирующими их деятельность.

2. Общественные наблюдательные комиссии по контролю за обеспечением прав человека и гражданина могут создаваться также в иных сферах, перечисленных в пункте 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, на основании федеральных законов Российской Федерации.

 

Статья 21. Комиссии общественного контроля

 

1. Комиссии общественного контроля (независимо от их наименований) могут создаваться по инициативе любого из субъектов общественного контроля с целью проверки деятельности конкретных объектов общественного контроля или в определенной сфере общественных отношений на предмет соответствия этой деятельности общественным интересам.

2. Комиссии общественного контроля формируются по решению Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, общественных палат муниципальных образований из числа кандидатов, представленных субъектами общественного контроля, действующими в соответствующей сфере общественных отношений, с участием инициаторов их создания.

 

Статья 22. Общественные инспекции

 

1. Общественные инспекции осуществляют общественный контроль за соблюдением законности в определенных сферах общественных отношений на основании полномочий, которыми они наделены соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления.

2. Полномочия, порядок организации и деятельности общественных инспекций определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

Статья 23. Наблюдательные и попечительские советы

 

1. Наблюдательные советы осуществляют общественный контроль в отношении конкретных организаций и их должностных лиц в сферах социального обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, деятельности негосударственных пенсионных фондов, иных общественно значимых сферах и обеспечивают соответствие деятельности этих организаций общественным интересам.

2. Попечительские советы обеспечивают общественный контроль в процессе оказания содействия конкретным организациям в сферах социального обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, деятельности негосударственных пенсионных фондов, иных общественно значимых сферах.

3. Полномочия, порядок формирования и деятельности наблюдательных и попечительских советов определяется настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также решениями учредителей или органов управления организаций, при которых образуют

Загрузить (199,50 КБ)


© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter