Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Личный медиаархив

Бабушкин Андрей Владимирович

Председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права»

Член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, Президиума Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными органами, координационного совета Общероссийского союза "Гражданское общество - детям России", Общественного совета при Министре юстиции Российской Федерации по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы.

Член СПЧ Андрей Бабушкин обнародовал рекомендации круглого стола о применении в Москве противогололедных реагентов

03 Февраля 2016

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин сегодня обнародовал рекомендации, принятые по итогам круглого стола "Правозащитные и экологические аспекты использования противогололедных реагентов (ПГР) в г. Москве".

По мнению члена Совета, которое он выразил в интервью Русской службе новостей, в вопрос применения этих средств должны вмешаться следственные органы, так как "реагент никакого отношения не имеет к гололеду, он имеет отношение к желанию людей заработать деньги под видом решения проблемы".

"В Москве закупают 500 тысяч тонн реагентов. Один килограмм стоит 20 рублей. Почему-то когда умножают, получается 5-7 млрд рублей. Начиная с 2011 года в Москве постоянно увеличивается закупка реагентов. Ни разу за все эти зимы — была зима тёплая, была зима холодная, льда было мало, льда было много — реагент не был полностью израсходован. Иногда этим реагентом усыпают асфальт, будто это снег. То есть это тратят от души, но никак не могут израсходовать. В 2014 году осталось 45%", - рассказал Бабушкин.

Он также убежден в том, что "огромный объем навязанных товаров и услуг завязан на реагенты".

"Допустим, реагенты повреждают днище 1 млн машин в год, из-за этого повреждения стоимость машины падает на 10тысяч рублей. Умножим, получим 10 млрд рублей — это ущерб, который получают люди. В Москве 8 млн пешеходов, каждый в сезон пользуется двумя-тремя парами обуви, одна пара стабильно выходит из строя из-за повреждения реагентами, а стоит она 2 тысячи рублей, то мы видим, что из кармана людей вытаскивают 16 млрд рублей. Реагент — это Клондайк для всевозможных производителей. Я не удивлюсь, если будет выяснено, что компании-производители обуви доплачивают производителям реагентов", - заявил член СПЧ.


 

Рекомендации круглого стола
«Правозащитные и экологические аспекты использования противогололедных реагентов (ПГР) в г. Москве»

Москва, пр. Шокальского, д. 61 корп. 1,
Комитет за гражданские права,
2 февраля 2016 года

 

Участники круглого стола «Правозащитные и экологические аспекты использования противогололедных реагентов (ПГР) в г. Москве», обсудив применение в г. Москве противогололедных реагентов, пришли к следующим выводам.  

С 2010 года в Москве катастрофическими темпами растет приобретение   противогололедных реагентов (ПГР). Объем закупок реагентов вырос со 100 до 550 тыс. тонн.

Если еще в 2012/13 уборочном сезоне удалось обойтись 115 тыс. тонн реагентов, то затем их приобретение выросло в разы. При  этом несмотря на то, что реагенты сбрасываются, как там, где это необходимо, так и там, где нет никакого льда,  при этом объемы применения реагентов превышают разумные пределы, использовать все приобретенные Правительство Москвы реагенты в течение  снегоуборочного сезона подрядным организациям не удается.

В 2014 году объем приобретенных ПГР уже превысил  500 тонн.  Начиная с 2014  года затраты на приобретение ПГР  обходятся бюджету г. Москвы свыше 6 млрд руб. в год,

При  этом в Санкт-Петербурге  освобождение улиц и дворов ото льда удается обеспечить, приобретая  в 30 раз меньше ПГР. С учетом того, что площадь г. Москвы составляет 2511 кв.км., а площадь г. Санкт-Петербург 1439 кв. км., нагрузка  по применению ПГР  в г. Москве превышает аналогичную нагрузку в Питере более, чем в 15 раз.

В городе-миллионнике  Саратове борьба со льдом и вовсе ведется  при  помощи ПГР,  количество которых измеряется тоннами, а не тысячами тонн. Снижение применения реагентов в Спб не привело к росту ДТП.

На круглом столе прозвучали аргументы, заставляющие задуматься об обоснованности применения ПГР для  очистки проезжих. Так, в Финляндии отказались от применения ПГР, а дороги содержат в состоянии снежного наката, что привело не к росту, а к снижению аварийности, так как это мотивирует водителя к зимнему стилю вождения. В Москве применение ПГР привело к тому, в не только в летнее, но и в зимнее время дорога имеет нормальный коэффициентом сцепления, что провоцирует водителя на  летний стиль вождения, а при выезде на локальный  участок обледенения, водитель зачастую не успевает перестроится.

Не выступая против применения ПГР, как таковых, участники круглого стола обращают внимание на массовые злоупотребления применением противогололедных реагентов в г. Москве,  где они используются для расплавливания снега, а не льда, то есть не по назначению.
За среднестатистический год в г. Москве выпадает 1, 5 млрд. м. куб. снега. При этом для плавки 1 м. куб снега необходимо 20 кг. ПГР, имеющей общую стоимость 2 тыс. руб. Таким образом,  для плавки  всего снега, выпадающего в Москве в течение года, требуется не более 3 млрд. руб., что свидетельствует  о существенном превышении расходов на ПГР.

Растрата бюджетных средств на не нужные в таком количестве химикаты является оборотной стороной дефицита дворников.  Так, если  зарплата дворника составляет 25 тыс. руб. в месяц, то с учетом налогов и отчислений, за 1 миллиард руб.  можно обеспечить работой 3 тыс. дворников, а, если сократить расходы на приобретение ПГР  на 5 млрд руб.,  то в Москве прибавится 15 тыс. дворников.  Если же нанимать дворников только на зимний период (ноябрь-март),  на борьбу со льдом отправится уже не 15 тыс., а более 30 тыс. человек.

При этом в ряде районов Москвы районные ГБУ «Жилищник» не смогли расплатиться с подрядными организациями даже за ноябрь прошлого 2015 года, в связи с чем  десятки тысяч рабочих, в основном из числа иностранных граждан, оказались без денег и , ничего не нарушив, превратились в нелегалов.

Комплексно рассматривая последствия злоупотребления применением  ПГР,  можно прийти к выводу о том, что в связи с таким злоупотреблением на горожан и городской бюджет ложатся следующие дополнительные расходы:
- если 8 миллионов пешеходов из ПГР выбрасывают хотя бы одну пару обуви эконом-класса стоимостью 2 тыс. руб., то они дополнительно платят 16 млрд. руб.;
- если хотя  бы у каждого  4-го из числа этих пешеходов на выброс идет одна пара штанов стоимостью хотя бы 2 тыс. руб., то расходы возрастают еще на  4 млрд. руб.;
- если применение ПГР приводит к повреждению антикоррозийного  покрытия хотя бы 1 млн. машин хотя бы на 5 тыс. руб., то автомобилисты  платят 5  млрд руб. в год;
- на «обувь для собак» и лечение ожогов собачьих ног от реагентов уходит еще 2 млрд. руб.;
- если реагенты уничтожают хотя бы 10 миллионов м. кв. городских газонов, а ремонт  одного м. кв. стоит хотя бы  200 руб., то прибавляется еще 2 млрд. руб.

При этом Нами взяты минимальные  размеры причиняемого ущерба, однако и они показывают, что ущерб от злоупотребления ПГР  не может быть ниже 29 млрд. руб. в год.

К этой сумме следует прибавить разрушение ПГР асфальтобетонного и плиточного покрытия улиц, коррозия колодцев и труб ливневой канализации, воздействие на шины личного, грузового и пассажирского транспорта.

Разумеется нами учтена лишь часть причиненного ущерба.  Так, следует отметить, что организации-производители автомобилей дают в Москве в 1,5 меньший гарантийный срок для эксплуатации зап. частей автомобилей, чем  в странах Европы.

Часть участников круглого стола отметили, что:
- отсутствуют исследования реагентов на состояние здоровья человека, роста аллергических и иных дыхательных заболеваний.
- входящие в состав реагентов хлориды калия, кальция, натрия угнетают иммунную систему, особенно у детей. Такое воздействие имеет, как непосредственные, так и отдаленные последствия. Однако органы Роспотребнадзора самоустранились от санитарно-гигиенического мониторинга за воздействием ПГР на здоровье человека. В СМИ отсутствует сведения о том, что  частое воздействие хлорида кальция приводит к развитию экземы, сердечно-сосудистых заболеваний.
- с 2001 года началось применение хлорида кальция, а в 2005-06 произошел скачок сердечно-сосудистых заболеваний в г. Москве.
- спровоцированные применением ПГР исчезновение земляных червей приводит к нарушению аэрации почвы.
- хлорид кальция просачивается до подземных линз, в результате чего вода превращается в рассол и гибнут деревья.
- применяемые рядом и жилыми зданиями реагенты увеличивают, а не снижают оледенение, так как действуют всего лишь только три часа, приводит к расплавливанию снега, который затем смерзается в лед.
- в исследовании геофака МГУ доказано, что применение реагентов приводит к повышению водопроницаемости и электропроводимости почвы, подтоплению почв.
- из исследования РосдорНИИ вытекает, что из 15 веществ, обнаруженных в регентах, являются вредными для здоровья. 
- практика применения реагентов в Москве не соответствует мировой практике так как во всех городах мира используются мраморная или гранитная крошка.
- злоупотребление применения ПГР порождает депрессивную атмосферу на улицах города.

Представитель Мосэкономиниторинга проинформировала участников круглого стола о том, что с 2009 года Мосэкомониторинг Департамента природопользования проводит мониторинг воздействия ПГР на окружающую среду.  80 %  применяемых смесей приходится на натрий хлор, остальные 20 % - на хлорид калия, хлорид кальция, формиаты. Имел место период применения хлорида кальция с добавками натрия, от которого отказались в связи эффектом мыльности. Превышение хлоридов в почвах г. Москвы составляет 1 %.

В связи с этим  участники круглого стола рекомендуют:
1)    Отметить крайне неудовлетворительную работу Управления Роспотребнадзора по г. Москве
2)    Мосгордуме:
- запретить применение ПГР на участках дорог, где  отсутствует оледенение;
- при  утверждении бюджета г. Москвы выделять средства на приобретение ПГР отдельной строкой, не допускать, чтобы указанные затраты превышали 1-2 млрд руб. в год;
- установить повышенную административную ответственность за использование ПГР не по назначению либо  непринятие мер по счистке льда после  воздействия ПГР либо непринятие мер по удалению ПГР с газонов, детских и спортивных площадок.
2)   Правительству Москвы:
- высвобождаемые денежные средства направить на дополнительную оплату труда дворников,  привлечения дополнительных сотрудников ЖКХ для уборки льда;
- обеспечить контроль качества используемых ПГР.
3) Министерству природных ресурсов России:
- заказать независимые научные исследования на предмет воздействия используемых ПГР на состояние окружающей среды, объектов городского хозяйства, состояния здоровья человека, состояние здоровья домашних питомцев, обувь, одежду, автотранспорт,  химической реакции взаимодействия ПГР с выхлопными газами и другими веществами;
4) Прокуратуре г. Москвы и Управлению Роспотребнадзору по г. Москве провести  проверку  нарушений, допущенных в сфере применения ПГР в г. Москве, обратив внимание:
- на применение ПГР в г. Москве не по назначению;
- нарушение масштабов и методики  применения реагентов.
     
Участники круглого стола просят депутата Мосгордумы Елену Анатольевну Шувалову выступить с инициативой принятия законодательного акта об ограничении применения ПГР.

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter