Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Бабушкин Андрей Владимирович
Председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права»

Медиаграмотность заключенных: проблемы и перспективы

  • Опубликовано 24 Июля 2020
  • 550 просмотров



Медиаграмотность является умением человека использовать информационные потоки для защиты, обеспечения и восстановления своих прав и законных интересов. В свою очередь, те, в чьих руках находятся информационные ресурсы, всегда испытывают соблазн применить информацию, как механизм манипуляции людьми.
Осужденные особенно уязвимы перед злоупотреблением информацией, ограничением доступа к информации,  искажения информации.
кс (1)
Медиаграмотность выступают, как способность использовать информацию для улучшения качества жизни человека. Медиаграмотность включает в себя получение доступа к информации, ее анализа, оценки, использования, создания и распространения.
В условиях, когда пассивный потребитель информации уступает место просьюмеру, то есть человеку, который участвует в процессах создания/производства медиа, необходимо формирование у человека совокупности навыков и практик, которые отражают использование новых медиа: цифровых медиа, мобильных медиа, социальных сетей и так далее. В такой ситуации возникают новые понятия, которые описывают систему новых медиа: цифровая грамотность, новая медиаграмотность, мультимедиаграмотность и так далее. Однако осужденные не имеют к этому необходимого доступа. Низкая медиаграмотность или ее полное отсутствие снижает для заключенных возможность эффективной защиты своих прав, адаптации к изменяющейся за время их нахождения в местах заключения социально-экономическим условиям, культурно-нравственной обстановке, вызывает у них культурно-психологический шок, повышает опасность пост-пенитенциарного рецидива.
кс (2)
Медиаграмотность важна не только для современного человека, как часть его общей культуры, но и повышает критичность его мышления, в том числе в отношении самого себя. Медиаграмотный индивид способен различать надежные источники информации, быть ответственным за свое понимание надежности инфомации, в том числе и той, которую он транслирует вовне (в рамках своей референтной группы, семьи, лиц, с которыми он общается на свидании или переписывается).
Осужденные и заключенные под стражу часто оторваны от информационного пространства страны либо их каналы информации настолько слабы, что не позволяют за время содержания под стражей сформировать или сохранить медиаграмотную личность.
кс (3)
Основными задачами формирования медиаграмотности заключенных является:
- максимально полное включение заключенных в позитивное информационное пространство страны;
- выработка навыков защиты от информации экстремистского характера;
- выработка у осужденных навыков обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, понимания полномочий этих органов,      

Наивность осужденных, отсутствие у них доступа к источникам информации и даже обычного информирования о важных жизненных ситуациях становится фактором реализации и обеспечения осужденными своей правосубъектности. 

Особенностями развития медиаграмотности среди осужденных является:
- активное использование горизонтальных каналов распространение информации  среди заключенных, отличающее осужденных, как потребителях медиа от других групп населения;
- низкий уровень критичности в отношении получаемой информации, активное применение собственных установок на ожидание положительной информации пи оценке информации;
- отсутствие современных научных исследований в отношении медиаграмотности осужденных.

Наименее медиаграмотными среди заключенных являются:
- сироты;
- выпускники коррекционных учебных заведений;
- лица, страдающие психическими заболеваниями;
- мигранты;          

В качестве мероприятий по развитию медиаграмотности заключенных может быть применено следующее:

- проведение исследований медиаграмотности осужденных; представляется необходимым охватить таким исследованием не менее 2000 человек, содержащихся в 12 различных учреждениях, в том числе в 2 СИЗО, 2 тюрьмах, 8 исправительных учреждениях;   

- рассмотреть обеспечить доступ заключенных к сети Интернет через т.н. «белый список сайтов» (сайты судов, прокуратур, УИС, иных гос органов и т.д.);

- обучение осужденных навыками пользования социальными сетями, а также рисков, с которыми связано использование социальны сетей;

- распространение в УИС электронных книг;

- поддержка и развитие библиотек учреждений УИС, изучение и распространение положительного опыта работы библиотек;

- изучение возможности использования обучающих сервисов Интернет-компаний;

- издание пособия по медиаграмотности заключенных;

- помощь в получении учреждениями УИС газет, журналов и иных периодических изданий для раздачи по камерам, отрядам и передачи в библиотеку;

- создание социальной сети «сокамерники.ру» для общения бывших осужденных, отбывавших вместе наказание, противодействия субкультуре АУЕ, постпенитенуциарному рецидиву;

- содействие обучению заключенных в вузах и ссузах;

- мониторинг обеспечения наличия радиоточек в камерах СИЗО, ПФРСИ, запираемых помещений в ИК; помощь в установке указанных радиоточек; 

- мониторинг и содействие обеспечения доступа осужденных к телеприемникам в камерах  СИЗО и ПФРСИ, отрядах ИК;

- расширение доступа осужденных к литературе, направляемой им родственниками путем  внесения изменений в законодательство;

- создание телеграмм- канала по содействию медиаграмотности заключеных;

- выпуск «Российского тюремного журнала» (РТЖ) по проблемам медиаграмотности осужденных; 

- семинары по проблемам медиаграмотности для сотрудников УИС;

- мониторинг работы информационных терминалов, установленных в ИК для доступа осужденных к базе данных службы занятости и базы нормативно-правовых актов; оказание помощи в восстановлении работы таких терминалов;

- содействие установке телевизоров в ЦВСИГах (спецприемников для выдворяемых нелегальных мигрантов) МВД России;

- проведение семинаров для преподавателей школ УИС по обучению заключенных  медиаграмотности;

- обучение осужденных порядку обращения в УПЧ, прокуратуру, в суд;

- издание и размещение в отрядах набора плакатов о том, куда, как и по каким вопросам можно обращаться;

- информирование заключенных о работе горячих линий государственных органов;

- проведение семинаров для сотрудников УИС по противодействие экстремизму;

- создание федеральной медиатеки с электронным каталогом, материалы которой будут направляться на основании заявки на направление информации в учреждение УИС или заявителю;

- создание информационных роликов по защите их прав осужденных;

- поведение переговоров с фирмами «Гарант» и «Консультант-плюс» о бесплатном предоставлении нормативно-правовых актов, восстебованных заключенными;

- мониторинг направления осужденным книг, журналов, газет и иной периодической печати из торговой сети;  

- направление осужденным правовой информации через ресурс «ФСИН-письмо».  

 

Источник: an-babushkin.livejournal.com

 


Социальные комментарии Cackle

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter