Министерства и ведомства изучили предложения СПЧ по предотвращению актов насилия в учебных заведениях

15 ноября 2021

Министерства и ведомства изучили предложения СПЧ по предотвращению актов насилия в учебных заведениях

Предложения были подготовлены членами Совета после консультаций со специалистами в области психологии, педагогики и безопасности.

B78D3C66-85F9-4268-AFF4-36440C5589B4.jpeg

После трагедий в Казани и Перми советник Президента РФ, глава СПЧ Валерий Фадеев направил в Правительство РФ предложения по предотвращению стрельбы в учебных заведениях. Они были подготовлены членами Совета после консультаций со специалистами в области психологии, педагогики и безопасности. По поручению Правительства РФ Минпросвещения России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти проработали эти предложения и направили ответ по шести ключевым пунктам рекомендаций.

Минздрав России, Минтруд России, Росмолодежь, Рособрнадзор и ФСБ России, концептуально поддержали предложения Совета. Другие федеральные органы исполнительной власти представили свои дополнения и возражения.

Так, предложение о разработке единого федерального стандарта безопасности образовательных организаций, внесении соответствующих изменений во ФГОС и в процедуру получения паспорта безопасности образовательной организации, по мнению Минпросвещения России представляется избыточным, а Минобрнауки России такие предложения уже были подготовлены и внесены в Правительство России.

Предложение Совета о корректировке программ подготовки будущих педагогов и организации курсов повышения квалификации действующих преподавателей, направленных на формирование (развитие) навыков по специальным разделам психологии, а также по необходимым поведенческим алгоритмам в экстренных ситуациях, включая проведение учений в образовательных учреждениях, по мнению Минпросвещения России, Рособрнадзора и Минобрнауки России, заслуживает внимания. Реализация данных предложений возможна в рамках проводимой работы по актуализации Концепции развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года и разработке плана мероприятий по ее реализации. Вместе с тем, следует учитывать положения ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

Предложение о разработке и принятии отдельной Концепции психологической поддержки в системе среднего и высшего образования, предусматривающей комплекс мер по противодействию травле (буллингу) детей и подростков с тенденциями негативного, агрессивного поведения и действенной работы с ними, не было поддержано в связи с указанной выше работой по актуализации Концепции развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года. Кроме того, отмечается, что Минпросвещения России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями был подготовлен проект Стратегии детской безопасности в РФ до 2025 года.

Предложение Совета об усовершенствовании систем городского видеонаблюдения «Безопасный город» и их аналогов, в частности, дополнению их функционалом по выявлению неадекватного, общественно опасного поведения с незамедлительным информированием органов правопорядка, было в целом поддержано с поправкой на то, что построение и развитие АПК «Безопасный город» в настоящее время осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Предложение о пересмотре порядка выдачи охотничьих билетов с учетом советского и зарубежного опыта и исключением формального контроля за оборотом охотничьего оружия в целом было поддержано Росгвардией, которая прорабатывает с Минприроды России возможность установления требования о получении рекомендаций от членов охотничьих обществ или стрелковых ассоциаций для кандидатов на право владения охотничьим оружием.

Предложение Совета проработать вопрос о введении уголовной ответственности за пропаганду насилия среди несовершеннолетних и героизацию лиц, совершающих насильственные действия, не было поддержано Минюстом России, поскольку данные действия могут быть квалифицированы по уже имеющимся ст.ст. 205.2, 280, 282 Уголовного кодекса РФ.