Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

СПЧ поддерживает развитие общественного контроля за обеспечением онкобольниц высокотехнологичным и дорогостоящим оборудованием

08 Августа 2020

В Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека поддерживают развитие общественного контроля в сфере здравоохранения, и в частности - в сфере оснащения онкологических больниц дорогостоящим оборудованием для проведения лучевой терапии.

Проблемы, связанные с реализацией общероссийской программы по комплектованию медицинских учреждений, обсуждали на круглом столе под эгидой СПЧ 29 июля.

Мероприятие открыл председатель Совета Валерий Фадеев. Он отметил, что борьба с онкологией сегодня – важнейшая государственная задача, цель которой – сохранение жизни, здоровья и благополучия людей.

"На болезнь нужно наступать "широким фронтом" и пациентские организации крайне важны для налаживания работы всей системы, тем более, что речь идет как об обеспечении конституционных прав граждан на доступную медицину, в том числе высокотехнологичную, так и о контроле за расходованием средств, выделенных государством на борьбу с раком", - заявил глава СПЧ.

Участники мероприятия отмечали, что до 2024 года национальным проектом предусмотрена закупка 228 линейных ускорителей для лучевой терапии, на что из федерального бюджета регионам выделят порядка 25 млрд рублей. За целевым и грамотным использованием такого объема бюджетных средств необходим общественный контроль.

По итогам мероприятия была приняла Резолюция, текст которой обнародован сегодня.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

«Общественное обсуждение вопроса повышения доступности для населения современных технологий лучевой терапии в рамках реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» на площадке Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека


 

Участники общественного обсуждения вопроса повышения доступности для населения современных технологий лучевой терапии в рамках реализации федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями", с целью организации общественного контроля и конструктивного общественно-профессионального обсуждения ситуации, руководствуясь международным и российским законодательством, Конституцией Российской Федерации, Декларацией о правах пациентов России, отмечая как достигнутые результаты и положительные изменения в сфере онкологической помощи населению, так и существующие проблемы, выраженные в обращениях граждан, в позиции пациентских, медицинских и профессиональных сообществ, основываясь на представленных докладах и материалах серии мероприятий федерального и регионального уровня, приняли настоящую Резолюцию, и считают необходимым донести свое мнение до Правительства Российской Федерации, Исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, широкой общественности и средств массовой информации.

 

В мае 2018 года в силу вступил Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Приоритетным направлением был обозначен проект «Здравоохранение» и вошедшие в его структуру федеральные проекты, которые объединяют цели медицинского и пациентского сообщества по разным аспектам, в том числе  обеспечению первоочередных мер по снижению смертности трудоспособных россиян от онкологических заболеваний, улучшению качества и доступности онкологической помощи населению, утвержденных задачами федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями».

Фактически реализация мер федерального проекта началась в июле 2019 года, когда каждым из 85 субъектов РФ были утверждены региональные программы. На эти меры в федеральном бюджете до 2024 года зарезервировано 969 млрд руб., из которых более 120 млрд руб. будет направлено на техническое переоснащение лечебно-профилактических учреждений онкологического профиля медицинским оборудованием. Обновление парка медтехники в том числе включает закупку 228 линейных ускорителей для лучевой терапии, которая во всем мире признана одним из наиболее эффективных методов лечения онкологических заболеваний. На закупку этой техники из бюджета федерального проекта регионам выделят порядка 25 млрд руб.

Участники Общественного обсуждения, заслушав доклады и материалы серии круглых столов федерального и регионального уровня, проанализировав текущую ситуацию с техническим оснащением ЛПУ, потребность России в линейных ускорителях для лучевой терапии, правовые аспекты и проблемы, возникающие в ходе государственных закупок медицинских линейных ускорителей пришли к выводу, что для достижения запланированных результатов федерального проекта необходимо сделать следующее:

 

Рекомендации:

1. Одобрить развернутую в России программу по модернизации и оснащению современными аппаратами парка лучевой техники в рамках реализации Указов Президента РФ и Программы Национального Проекта «Здравоохранение», федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями».

2. По вопросам организации системы общественного контроля ситуации в регионах России по доступности технологий радиотерапии с применением линейного ускорителя для лечения онкологичеких пациентов:

2.1. Организовать рассмотрение на площадке СПЧ принятия решения о необходимости подготовки текста Меморандума Общественного Контроля за  доступностью  технологий радиотерапии (МОК ДТР) для подписания сторонами, которыми могут являться: Совет при Презиенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Всероссийский Союз Пациентов, Минздрав России, Росздравнадзор, а также представители медицинского сообщества, промышленной сферы и бизнес-сообщества.

2.2. Рассмотреть на площадке СПЧ возможность привлечения в  качестве общественных контролеров членов функционирующих советов общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре и его территориальных отделений, а также проведение  обучения  привлеченных общественных экспертов силами Всероссийского Союза пациентов, экспертного сообщества и бизнес-сообщества.

2.3. Рекомендовать СПЧ учредить Рабочую Группу  для подготовки поправок в ФЗ-212 «Об основах общественного контроля в РФ» и разработки новых подходов к организации Общественного Контроля на территории  РФ в системе здравоохранения, в том числе по вопросам доступности оказания специализированной медицинской помощи онкологическим больным посредством современной лучевой терапии.

2.4. Подготовить обращение от СПЧ к органам исполнительной власти  РФ и Субъектов РФ о содействии деятельности Рабочей Группе СПЧ по Общественному Контролю, в частности, реагирования органов государственной власти на выявляемые проблемы в ходе работы Рабочей Группы при СПЧ.

2.5. Предусмотреть обязательное информирование граждан, органов государственной власти, профессионального сообщества о результатах общественного контроля и общественно-профессионального обсуждения.

           

3. По вопросам информационной деятельности в рамках повышения доступности для населения современных технологий лучевой терапии

Правительству РФ и Минздраву России рекомендовать:

3.1. Исполнительным органам государственной власти субъектов РФ организовать информационный раздел на официальных интернет-сайтах регионального Правительства с целью информирования общественности о доступности технологий лучевой терапии в регионе, включая, но не ограничиваясь:

- цели, задачи, бюджет, промежуточные результаты по части достижения показателей федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»;
- сведения о текущем техническом оснащении ЛПУ онкологического профиля с указанием полного перечня эксплуатируемого медицинского оборудования для лучевой терапии с указанием производителя, модели аппарата, срока эксплуатации, информации о техническом обслуживании.

3. 2. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечить проведение информационных и образовательных мероприятий для населения об эффективности и доступности современных методов лучевой терапии на линейных ускорителях в регионе.

3.3. Рассмотреть возможность подготовки обращения в МЗ РФ относительно поддержки инициативы «НМИЦ нейрохирургии им. ак. Бурденко Минздрава России» о необходимости усовершенствования материально-технической и программно-образовательной базы учреждения «НМИЦ нейрохирургии им. ак. Бурденко Минздрава России» как Федерального центра обучения врачей-специалистов по лучевой терапии РФ.

 

4. По вопросам повышения доступности для населения современных технологий лучевой терапии, закупаемые субъектами РФ в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»

4.1. Министерству Здравоохранения РФ, Министерству экономического развития РФ, Министерству промышленности и торговли РФ и органам исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ рекомендовать:

4.2. Министерству здравоохранения РФ дать правовую и экономическую оценку реализации проектов ГЧП (в частности, квази-ГЧП- аренда госсобственности) в неконкурентных условиях без проведения конкурса.

4.3. Минздраву РФ и Минэкономразвития РФ разработать и утвердить регламент по обоснованию форм реализации ГЧП, не регулируемых федеральными законами 115-ФЗ, 224-ФЗ и подзаконными актами.

4.4. Рекомендовать Министерству здравоохранения (Комиссии МЗ по ГЧП) сформировать и утвердить методические рекомендации о реализации различных форм ГЧП в качестве комплементарного решения по отношению к государственной системе здравоохранения.

4.5. Рекомендовать Органам исполнительной власти организовать работу по актуализации и разработке рекомендаций для внедрения в клиническую практику наиболее эффективных технологий лучевой терапии для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями.

4.6. Подготовить проект и утвердить перечень вспомогательных систем и принадлежностей, повышающих эксплуатационные возможности медицинских линейных ускорителей рекомендованных к государственным закупкам на средства, выделенные региону из бюджета федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» до 2024 года, согласно Приказу Минздрава России №915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «онкология» и Приказу Минздрава России от 12.02.2019 от 12 февраля 2019 г. № 56н «Об утверждении перечня медицинских изделий для переоснащения медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями».

4.7. Внести позицию «Стереоскопическая рентгеновская система контроля укладки и положения пациента» в Приложение 21 Приказа Минздрава России №915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "онкология".

4.8. Внести в Приказ Минздрава России от 12 февраля 2019 г. № 56н "Об утверждении перечня медицинских изделий для переоснащения медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями” позицию «Стереоскопическая рентгеновская система контроля укладки и положения пациента».

 

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter