Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Поправки к Конституции: что изменилось? Жаркая дискуссия разгорелась на форуме "Сообщество"

02 Ноября 2020

В Москве начал свою работу итоговый форум «Сообщество». Его организатором традиционно выступает Общественная палата России. В этом году из-за ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, присоединиться к форуму можно лишь в режиме онлайн – на площадке в столичном Гостином дворе находятся лишь эксперты и члены ОП РФ. Однако это не помешает гражданским активистам обсудить вопросы, волнующие российское общество.

Рост гражданской активности

И пленарная сессия на тему «Социальное измерение поправок в Конституцию РФ: что гражданам с этого?» подтверждение тому. К трансляции подключились активисты из разных уголков страны. Свои вопросы и предложения участники могут направлять в чат форума. А вопросов этих немало.

Как отметила секретарь ОП РФ Лидия Михеева, число людей, которые вовлекаются в дискуссию по самым актуальным вопросам, постоянно растет. Яркий пример – обсуждение поправок к Конституции. Михеева напомнила, что именно на площадке Общественной палаты России работала созданная президентом группа, и именно ОП РФ стала своего рода агрегатором всех предложений. «Мы обработали свыше 2,5 тысячи предложений. Не каждое из них было учтено, но голос каждого, кто предложил свою поправку, был услышан. Это одна из задач, которую выполняла Общественная палата. Мы транслировали мнение общества», – отметила глава ОП РФ.

Почему не все предложения были учтены в итоговом варианте Конституции, объяснил первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, который вышел на прямую связь с участниками форума. По его словам, именно общественные палаты страны (имеются в виду не только ОП РФ, но и региональные) «стали штабами, куда стекались все предложения, где родились значимые для людей социальные поправки». «То, что не все предложения закреплены, – это нормально. Конституция – это документ самого высокого уровня. Есть нюансы и детали, которые рассматриваются в правительстве, но они все не могут быть записаны в основном документе. Они требуют учета в законодательстве. И это уже делается. Президент уже внес ряд законопроектов, и поправки формулируются в том числе из предложений, которые были собраны Общественной палатой», – отметил Кириенко.

Основная тематика, которая всегда больше всего волновала россиян, а особенно в условиях пандемии, ухудшения экономической ситуации, обострения проблем с получением качественной медицинской помощи, – социальная. По словам главы ВЦИОМ Валерия Федорова, 2020 год стал годом «крупных, сильных раздражителей и вызовов, которые заставляют людей реагировать на происходящее не просто в режиме «услышал, обсудил, забыл», а пытаться осмыслить происходящее и рационализировать свои действия». И из того списка национальных целей, что обозначил президент, главными для россиян стали народосбережение (качественное здравоохранение, доступное образование, социальная поддержка), достойный труд и комфортная, безопасная среда для жизни.

По сути социальные поправки оказались вне конкуренции, однако эксперты отмечают дефицит доверия со стороны людей: не все верили, что поправки действительно могут изменить жизнь к лучшему. Отчасти этот тезис подтвердила обмудсмен Татьяна Москалькова. Она отметила, что и из поступающих в аппарат уполномоченного по правам человека обращений треть касается именно социальной сферы. «Когда принимались поправки, люди поняли, что социальное государство берет на себя ответственность за улучшение их жизни. После поправок люди стали с надеждой смотреть на обязательства, которые были подняты на конституционном уровне», – отметила Москалькова.

Но вот тут возникает проблема: степень информированности о внедрении положений, которые появились в Конституции благодаря референдуму, довольно низкая. По мнению Москальковой, нужно разъяснять людям, «как поправки будут воплощены в жизнь».

Работа, которая позволит удовлетворить информационный голод, имеет и обратную сторону, убежден депутат Госдумы Валерий Гартунг. «Возрастают ожидания людей, и они вправе рассчитывать, что хотя бы часть поправок будет воплощена в Конституции. Да, поддержка во время пандемии была. Но сегодня идет вторая волна и регионы не справляются. Правительство должно уделить внимание, выделить деньги на решение проблем, у регионов нет на это денег. Нужно кратно увеличить финансирование здравоохранения», – заявил парламентарий.+

Глава СПЧ Валерий Фадеев считает, что гражданское общество действительно больше должно привлекаться к решению общих для всех россиян проблем, к решению общенациональных вопросов. Опыт работы над поправками к Конституции доказал эффективность такого подхода.

Споры о доходах

Спорные темы, над которыми государству и обществу предстоит (по крайней мере в идеале) работать совместно, уже есть. Например, новая методика определения прожиточного минимума. «Начались игры с изменением методики определения прожиточного минимума. Предлагается считать прожиточный минимум от доходов гражданина, которые никак не связаны с тратами человека на свою жизнь, а не от расходов, которые он должен нести для своего выживания. Над самим прожиточным минимумом надо работать, чтобы он был справедливым, – отметил глава Федерации профсоюзов России Михаил Шмаков. – Самое главное – от чего мы в этой методике будем отталкиваться: от необходимых расходов или от виртуальных доходов. Счет получается по-разному. Наш народ не позволит издеваться над собой. Вопрос – каким образом: через революцию или через разумное изменение наших законов».

Иной позиции придерживается член ОП РФ Наталья Починок. Она убеждена, что предложенная правительством методика расчета от доходов «прозрачна и понятна». «Берут самые высокие доходы и самые низкие, и остается золотая середина. Критика такого подхода уместна, но нужно руководствоваться реальными расчетами. Этот подход лучше, чем тот, что был», – считает Починок.

Финансовые вопросы – всегда самые болезненные. И для их решения, как отметил глава СПЧ Валерий Фадеев, «нужна большая решимость». Но и они стали решаться в России. Достаточно вспомнить решение, согласно которому богатые россияне, чьи ежегодные доходы превышают 5 млн рублей, теперь будут платить дополнительные налоги. «Элита же против этого, богатые против, они говорят, что не будут платить. Они и так не платят. А если посчитать расходы на яхты, самолеты, бриллианты и так далее? Раз есть расходы, значит, есть и доходы, – заметил Фадеев. – Здесь надо пожестче. Не гайки закручивать, но вы хоть 13 % заплатите собственной стране».

Член Общественной палаты Сергей Рыбальченко вообще считает, что России нужен «стандарт благополучия». Однако не нужно его «выстраивать вокруг МРОТ»: это не позволит получить «правильный стандарт». Нужно понять минимальный потребительский бюджет человека, стандарт экономической устойчивости семьи, чтобы при принятии решений отталкиваться от этих понятий.

При всем при том, по мнению секретаря ОП РФ Лидии Михеевой, самое главное, что нужно человеку, – это работа. Это не снижает значимости социальных гарантий, создания комфортной среды. Но без работы и стабильного источника дохода говорить о достойном уровне жизни вряд ли будет возможно.

Екатерина Лазарева.

Источник: ФедералПресс

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter